Лаборатория физиологии и генетики памяти

PROJECT OVERVIEW

Память определяет индивидуальность каждого человека. Хотя мы живем в настоящий момент, наши суждения и наши действия управляются нашими воспоминаниями и нашими способностями к обучению. Ухудшение памяти является общим признаком старения и болезни Альцгеймера, которое накладывает большое бремя на современное общество. В популяции молодых людей наблюдаются большие различия в способностях получать, запоминать и воспроизводить информацию. С одной стороны распределения – люди с идеальной памятью, мнемонисты, с другой стороны – те, образование и развитие которых задерживается из-за проблем с памятью. Большинство людей находятся в середине распределения, но всем хочется чтобы память была лучше.

Несмотря на важность памяти, ее физические основы (энграмма) остаются одним из нерешенных вопросов современной биологии. Неизвестно также, существует одна энграмма или разные энграммы лежат в основе разных форм памяти, таких как механические навыки, запоминание событий личной жизни или семантических фактов. Нами выбран подход применения факторного анализа индивидуальных различий при выполнении тестов разных форм памяти большой группой нормальных здоровых испытуемых. Корреляционный анализ результатов выполнения разных тестов поможет выявить количество факторов, и покажет, может ли один тест предсказать способность успешно выполнить другой тест.

Ожидаемые результаты и их важность для медицины. Хотя нарушения памяти, неважно в каком возрасте они появляются, в результате болезни или в процессе старения, являются бременем как для самих людей, так и для общества, существующие на данный момент методы лечения ограничены, так как нет понимания физических основ всех форм памяти. В долгосрочной перспективе представления об энграммах позволит приблизиться к разработке персонализированных средств как при необходимости фармакологического вмешательства, так в образовательных процессах.

  • ГОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ 2020-2025

Методы исследований

Для выполнения такого проекта нужны тесты, которые изолируют только один тип памяти, что является трудной задачей, так как часто есть много способов запомнить один и тот же материал. Мы разрабатываем новые тесты, которые являются существенным прогрессом по сравнению с уже использующимися международным сообществом.

  • Тест эпизодической памяти проверяет способность вспоминать персональные переживания, события. Традиционной проблемой является то, что разные люди имеют разные воспоминания о разных событиях. Чтобы обеспечить одинаковые воспоминания для всех участников исследования мы используем систему виртуальной реальности, с помощью которой все добровольцы пройдут по одному и тому же маршруту и будут по пути взаимодействовать с одинаковыми объектами.
  • Второй тест направлен на исследование неявной памяти – обучение статистическим последовательностям. Этот тип памяти существенно отличается от памяти на факты. Если испытуемому предъявляют серии стимулов в последовательности, которая кажется случайной, но повторяется с высокой вероятностью, то мы неосознанно выучиваем эти последовательности, и ответы на них становятся быстрее. Существующие на данный момент тесты не обладают высокой повторяемостью, то есть нет высокой корреляции при повторном тестировании одного и того же испытуемого. Мы предлагаем новый статистический анализ, который позволит увеличить надежность теста.
01

СОСТАВ ЛАБОРАТОРИИ

Руководитель лаборатории — к.б.н. Журавлев Александр Владимирович

02

НОВОСТИ

03

ПУБЛИКАЦИИ

1. John D. Mollon, Chie Takahashi, Marina V. Danilova What kind of network is the brain? // Trends in Cognitive Sciences 2022. Volume 26, Issue 4, Pages 312-324 https://doi.org/10.1016/j.tics.2022.01.007  

2. Mollon JD, Danilova MV, Zhuravlev AV. A possible mechanism of neural read-out from a molecular engram. Neurobiol Learn Mem. 2023 Apr;200:107748. doi: 10.1016/j.nlm.2023.107748. Epub 2023 Mar 11. PMID: 36907505